Дата выхода: 1995
Страна: Россия
Кинокомпания: Ленфильм, Роскомкино
Жанр: Комедия
Продолжительность: 01:33:02
Режиссёр: Александр Рогожкин
В ролях: Вилле Хаапасало, Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семен Стругачев, Сергей Куприянов, Сергей Русскин, Сергей Гусинский, Игорь Сергеев, Игорь Добряков, Юрий Макусинский...
Описание: Молодой финский специалист по охоте, «финик», уговаривает своего русского друга помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, дабы познакомиться с нравами и привычками русских охотников.
До боли знакомые нам бесконечные застолья с последующими приключениями, насыщенными крепким запахом водки, непрестанно удивляют и поражают «финика», но все же, сопоставляя традиции исторического прошлого со своеобразием настоящего, финн не жалеет о потерянном времени…
Дополнительно:
Сюжет
Молодой финн Райво (Вилле Хаапасало), изучающий охоту, уговаривает своего русского друга Женю (Сергей Куприянов) помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Сугубо мужская компания во главе с армейским генералом (Алексей Булдаков) отправляется на дальний лесной кордон на охоту, прихватив с собой несколько ящиков водки.
На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич (Виктор Бычков), у которого есть сад камней для медитации.
Вместо охоты идут попойки и приключения. Фрагментарно фильм можно поделить на байки – случай в бане, фейерверк, отношение к сельскому милиционеру, который, несмотря на то, что является представителем власти, тем не менее, «свой парень», которого знают с детства, случай на ферме, перевозка коровы в бомболюке современного бомбардировщика за бутылку водки и т.д.
Вторая сюжетная линия, это грёзы финна Райво о традиционной русской охоте. Короткие эпизоды, показывающие охоту в дореволюционное время, периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники — дворяне, военные, выжлятники; в отличие от горе-охотников основного сюжета, и зверя добыли, и выпивали только по рюмочке, «для сугреву». В финале фильма две сюжетные линии и две эпохи пересекаются.
История создания и места съёмок
В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступает к съёмкам фильма, сценарий к которому он написал сам. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры. Сергей Гусинский (сыграл роль милиционера) до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр. Рыжую доярку сыграла Зоя Буряк, а темноволосую - супруга Вилле Хаапассало — Саара.
Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное (Приозерский район Ленинградской области) и его окрестностях. Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров (Псковская область). Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин
В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке (полностью эпизод был смонтирован при помощи компьютерной графики), но ни одно из животных в результате съёмок не пострадало.
Премьера картины состоялась на фестивале Кинотавр (Сочи) в 1995 году.
Художественные особенности
Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй (байками) о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе — т.н. «настоящие мужики» — генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома.
В России все знают, что "охота" и "рыбалка" — лишь эвфемизмы вполне целомудренного мальчишника на свежем воздухе, алиби для мужчин, в каждом из которых есть что-то от генерала Булдакова и что-то — от русского буддиста Кузьмича.
— Михаил Трофименков, кинокритик журнала «КоммерсантЪ-Власть»
Фильм изобилует парадоксальными, анекдотическими моментами, которые, хотя и не возможны в реальности, тем не менее, в контексте фильма, воспринимаются как достоверные – у лесного егеря Кузьмича на огороде сад камней; у него же на огороде растет ананас. Финн Райво и Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга.
Критика и культурное значение
Создатели фильма настолько точно смогли угадать настроение фильма, которое вызовет отклик у зрителя, что можно говорить о социальном заказе. После «Караула» и «Третьей планеты» Александр Рогожкин имел репутацию режиссёра снимающего кино «не для всех». Следующая его работа сильно отличалась по духу от предыдущих. Зритель 1990-х годов устал от жанрового кино. Художественное построение фильма «Особенности национальной охоты» незамысловато, а сценарий напоминает анекдот.
Как отозвались критики о фильме это «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду». Эпоха советского кино ушла в прошлое и Рогожкин представил публике, по сути, новую традицию российской комедии, основанную на ситуациях и приёмах понятных современному зрителю. Однако герои своеобразные социальные «маски» (Генерал, Егерь, Милиционер) позволяет провести явную аналогию ещё с гайдаевской кинокомедией.
Снятый в период середины 1990-х, когда количество выпускаемых фильмов резко сократилось (по сравнению с советскими временами) фильм получил несколько призов престижных российских фестивалей, хотя и был противоречиво воспринят. Некоторые из критиков считали, что в ряду картин Александра Рогожкина эта далеко не лучшая, хотя снята профессионально. Выделяется работа художника и хороший актёрский ансамбль. Режиссёр выигрышно использует планы природы, съёмки открытой местности, которые всегда ему удавались.
Картина пользовалась значительным успехом у зрителей и вызвала целую волну подражаний и заимствований в российском кинематографе. После выхода фильма на экраны актёры, сыгравшие главные роли, приобрели большую популярность у зрителей. Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачёв, Вилле Хаапсало снимались в продолжениях, стали востребованы в кинематографе, в сериалах и телевизионной рекламе.
Считается, что серия фильмов, начиная с «Особенности национальной охоты», заложила основы и традиции продакт-плейсмент рекламы в российском кинематографе. Устойчивое словосочетание «Особенности национальной…» часто используется в прессе, в литературе.
На самом деле я не считаю свой фильм комедией. То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.
— Александр Рогожкин
Создатели
В ролях
* Вилле Хаапасало — финн Райво
* Виктор Бычков — егерь Кузьмич
* Алексей Булдаков — генерал Михалыч
* Семён Стругачёв — Лёва Соловейчик
* Сергей Куприянов — Женя Качалов
* Сергей Русскин — Сергей Олегович Савенко
* Сергей Гусинский — сержант Семёнов
* Борис Чердынцев — комендант аэродрома майор Чердынцев
* Алексей Полуян — задержанный в милицейском УАЗике
* Юрий Макусинский — второй егерь.
* Зоя Буряк — доярка
* Саара Хаапсало — доярка
* Игорь Сергеев — граф
* Игорь Добряков — Харитон
* Александр Завьялов — прапорщик
Съемочная группа
* Режиссёр: Александр Рогожкин
* Продюсер: Александр Голутва
* Оператор: Андрей Жегалов
* Композитор: Владислав Панченко
* Режиссёр-монтажер: Тамара Денисова
* Редактор: Нелии Аржакова
* Грим: Наталья Раткевич
* Режиссёр-постановщик: Александр Васильев
* Звукооператор: Николай Астахов
* Художник по костюмам: Татьяна Дорожкина
* Художники-постановщики:
o Игорь Тимошенко
o Валентина Адикаевская
* Директор: Михаил Кирилюк
Награды
* 1995 — фестиваль Кинотавр (Сочи)
o Гран-при, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков. [15]
* 1995 — премия Ника
o за лучший игровой фильм
o за лучшую режиссёрскую работу
o за лучшую мужскую роль (Алексей Булдаков)
* номинация на премию «Ника»
o лучшая сценарная работа
* 1995 — cпециальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-95;
* 1995 — Приз Кинопрессы за лучший фильм года (разделён с фильмами «Мусульманин» и «Прибытие поезда»);
* 1995 — Приз «Золотой Остап» лучшему фильму года;
* Лучший фильм года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру, профессиональные премии киностудии «Ленфильм»;
См. также
* Операция «С Новым годом!» (1996)
* Особенности национальной рыбалки (1998)
* Особенности русской бани, или Банные истории (1999)
* Особенности национальной охоты в зимний период (2000)
* Особенности банной политики, или Баня — 2 (2000)
* Особенности национальной политики (2003)
* Особенности национальной подлёдной ловли или Отрыв по полной (2007)
Аллюзии и пародии
Фильм полон пародий на другие известные фильмы:
* Пародия на фильм «Мимино» — эпизод с перевозкой коровы на самолёте (в Мимино эпизод с перевозкой коровы на вертолёте)
* Актер, играющий коменданта аэродрома майора Чердынцева, выступает под своей собственной фамилией: его зовут Борис Чердынцев. С тем же именем он также фигурирует в телесериале «Улицы разбитых фонарей» и его продолжениях.
* Актёр Семён Стругачёв по сюжету фильма играет Лёву Соловейчика сотрудника милиции. В сериале «Убойная сила» он также играет сотрудника правоохранительных органов Семёна.
Совпадения:
* В сцене импровизированной «фотосессии» с пьяным медвежонком зверь действительно внезапно цапнул актера Семёна Стругачёва («Лева Соловейчик»), что и вошло в окончательный монтаж фильма.
Режиссёрские псевдоляпы:
* Когда Кузьмич с финном поехали в коровник, то они говорили друг с другом по-немецки, а не по-фински или по-русски. Это режиссерская находка: Кузьмич в школе изучал немецкий язык (о чём он, протрезвев наутро, и сообщил Райво) и спьяну свободно заговорил на нем;
* Ананас, произрастающий в огороде у Кузьмича;
* Видения нетрезвого Райво: в небе вместо Луны он видит Землю ("А из Финляндии её не видно");
* В состоянии сильного алкогольного опьянения Кузьмич без всякого страха ведёт автомобиль, хотя, протрезвев, заявляет, что никогда в жизни не сидел за рулем и вообще боится машин;
* Генерал ныряет в воду и выныривает с горящей сигарой.
Киноляпы:
* Кадры с перевозкой коровы на самолёте наводят на мысль о том, что с момента погрузки до момента взлёта экипаж капитана Канопкина поменял самолёт, как минимум, один раз (форма воздухозаборников изменилась). Тут, вероятно, использованы две модификации самолета Ту-22М: М2 — с полукруглыми в сечении воздухозаборниками и М3 — с прямоугольными. Взлетающим же показан Су-24
* На КПП въезжающих спрашивают: «К кому едете?». Они отвечают: «К генералу Булдакову!» Однако фамилия генерала в «Особенностях национальной рыбалки» и других последующих фильмах серии - Иволгин.
* Имя Райво на самом деле эстонское, а не финское (в «Особенностях национальной рыбалки» по совету Вилле Хаапасало имя его героя изменено на Раймо).
Молодой финн Райво (Вилле Хаапасало), изучающий охоту, уговаривает своего русского друга Женю (Сергей Куприянов) помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Сугубо мужская компания во главе с армейским генералом (Алексей Булдаков) отправляется на дальний лесной кордон на охоту, прихватив с собой несколько ящиков водки.
На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич (Виктор Бычков), у которого есть сад камней для медитации.
Вместо охоты идут попойки и приключения. Фрагментарно фильм можно поделить на байки – случай в бане, фейерверк, отношение к сельскому милиционеру, который, несмотря на то, что является представителем власти, тем не менее, «свой парень», которого знают с детства, случай на ферме, перевозка коровы в бомболюке современного бомбардировщика за бутылку водки и т.д.
Вторая сюжетная линия, это грёзы финна Райво о традиционной русской охоте. Короткие эпизоды, показывающие охоту в дореволюционное время, периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники — дворяне, военные, выжлятники; в отличие от горе-охотников основного сюжета, и зверя добыли, и выпивали только по рюмочке, «для сугреву». В финале фильма две сюжетные линии и две эпохи пересекаются.
История создания и места съёмок
В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступает к съёмкам фильма, сценарий к которому он написал сам. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры. Сергей Гусинский (сыграл роль милиционера) до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр. Рыжую доярку сыграла Зоя Буряк, а темноволосую - супруга Вилле Хаапассало — Саара.
Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное (Приозерский район Ленинградской области) и его окрестностях. Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров (Псковская область). Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин
В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке (полностью эпизод был смонтирован при помощи компьютерной графики), но ни одно из животных в результате съёмок не пострадало.
Премьера картины состоялась на фестивале Кинотавр (Сочи) в 1995 году.
Художественные особенности
Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй (байками) о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе — т.н. «настоящие мужики» — генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома.
В России все знают, что "охота" и "рыбалка" — лишь эвфемизмы вполне целомудренного мальчишника на свежем воздухе, алиби для мужчин, в каждом из которых есть что-то от генерала Булдакова и что-то — от русского буддиста Кузьмича.
— Михаил Трофименков, кинокритик журнала «КоммерсантЪ-Власть»
Фильм изобилует парадоксальными, анекдотическими моментами, которые, хотя и не возможны в реальности, тем не менее, в контексте фильма, воспринимаются как достоверные – у лесного егеря Кузьмича на огороде сад камней; у него же на огороде растет ананас. Финн Райво и Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга.
Критика и культурное значение
Создатели фильма настолько точно смогли угадать настроение фильма, которое вызовет отклик у зрителя, что можно говорить о социальном заказе. После «Караула» и «Третьей планеты» Александр Рогожкин имел репутацию режиссёра снимающего кино «не для всех». Следующая его работа сильно отличалась по духу от предыдущих. Зритель 1990-х годов устал от жанрового кино. Художественное построение фильма «Особенности национальной охоты» незамысловато, а сценарий напоминает анекдот.
Как отозвались критики о фильме это «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду». Эпоха советского кино ушла в прошлое и Рогожкин представил публике, по сути, новую традицию российской комедии, основанную на ситуациях и приёмах понятных современному зрителю. Однако герои своеобразные социальные «маски» (Генерал, Егерь, Милиционер) позволяет провести явную аналогию ещё с гайдаевской кинокомедией.
Снятый в период середины 1990-х, когда количество выпускаемых фильмов резко сократилось (по сравнению с советскими временами) фильм получил несколько призов престижных российских фестивалей, хотя и был противоречиво воспринят. Некоторые из критиков считали, что в ряду картин Александра Рогожкина эта далеко не лучшая, хотя снята профессионально. Выделяется работа художника и хороший актёрский ансамбль. Режиссёр выигрышно использует планы природы, съёмки открытой местности, которые всегда ему удавались.
Картина пользовалась значительным успехом у зрителей и вызвала целую волну подражаний и заимствований в российском кинематографе. После выхода фильма на экраны актёры, сыгравшие главные роли, приобрели большую популярность у зрителей. Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачёв, Вилле Хаапсало снимались в продолжениях, стали востребованы в кинематографе, в сериалах и телевизионной рекламе.
Считается, что серия фильмов, начиная с «Особенности национальной охоты», заложила основы и традиции продакт-плейсмент рекламы в российском кинематографе. Устойчивое словосочетание «Особенности национальной…» часто используется в прессе, в литературе.
На самом деле я не считаю свой фильм комедией. То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.
— Александр Рогожкин
Создатели
В ролях
* Вилле Хаапасало — финн Райво
* Виктор Бычков — егерь Кузьмич
* Алексей Булдаков — генерал Михалыч
* Семён Стругачёв — Лёва Соловейчик
* Сергей Куприянов — Женя Качалов
* Сергей Русскин — Сергей Олегович Савенко
* Сергей Гусинский — сержант Семёнов
* Борис Чердынцев — комендант аэродрома майор Чердынцев
* Алексей Полуян — задержанный в милицейском УАЗике
* Юрий Макусинский — второй егерь.
* Зоя Буряк — доярка
* Саара Хаапсало — доярка
* Игорь Сергеев — граф
* Игорь Добряков — Харитон
* Александр Завьялов — прапорщик
Съемочная группа
* Режиссёр: Александр Рогожкин
* Продюсер: Александр Голутва
* Оператор: Андрей Жегалов
* Композитор: Владислав Панченко
* Режиссёр-монтажер: Тамара Денисова
* Редактор: Нелии Аржакова
* Грим: Наталья Раткевич
* Режиссёр-постановщик: Александр Васильев
* Звукооператор: Николай Астахов
* Художник по костюмам: Татьяна Дорожкина
* Художники-постановщики:
o Игорь Тимошенко
o Валентина Адикаевская
* Директор: Михаил Кирилюк
Награды
* 1995 — фестиваль Кинотавр (Сочи)
o Гран-при, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков. [15]
* 1995 — премия Ника
o за лучший игровой фильм
o за лучшую режиссёрскую работу
o за лучшую мужскую роль (Алексей Булдаков)
* номинация на премию «Ника»
o лучшая сценарная работа
* 1995 — cпециальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-95;
* 1995 — Приз Кинопрессы за лучший фильм года (разделён с фильмами «Мусульманин» и «Прибытие поезда»);
* 1995 — Приз «Золотой Остап» лучшему фильму года;
* Лучший фильм года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру, профессиональные премии киностудии «Ленфильм»;
См. также
* Операция «С Новым годом!» (1996)
* Особенности национальной рыбалки (1998)
* Особенности русской бани, или Банные истории (1999)
* Особенности национальной охоты в зимний период (2000)
* Особенности банной политики, или Баня — 2 (2000)
* Особенности национальной политики (2003)
* Особенности национальной подлёдной ловли или Отрыв по полной (2007)
Аллюзии и пародии
Фильм полон пародий на другие известные фильмы:
* Пародия на фильм «Мимино» — эпизод с перевозкой коровы на самолёте (в Мимино эпизод с перевозкой коровы на вертолёте)
* Актер, играющий коменданта аэродрома майора Чердынцева, выступает под своей собственной фамилией: его зовут Борис Чердынцев. С тем же именем он также фигурирует в телесериале «Улицы разбитых фонарей» и его продолжениях.
* Актёр Семён Стругачёв по сюжету фильма играет Лёву Соловейчика сотрудника милиции. В сериале «Убойная сила» он также играет сотрудника правоохранительных органов Семёна.
Совпадения:
* В сцене импровизированной «фотосессии» с пьяным медвежонком зверь действительно внезапно цапнул актера Семёна Стругачёва («Лева Соловейчик»), что и вошло в окончательный монтаж фильма.
Режиссёрские псевдоляпы:
* Когда Кузьмич с финном поехали в коровник, то они говорили друг с другом по-немецки, а не по-фински или по-русски. Это режиссерская находка: Кузьмич в школе изучал немецкий язык (о чём он, протрезвев наутро, и сообщил Райво) и спьяну свободно заговорил на нем;
* Ананас, произрастающий в огороде у Кузьмича;
* Видения нетрезвого Райво: в небе вместо Луны он видит Землю ("А из Финляндии её не видно");
* В состоянии сильного алкогольного опьянения Кузьмич без всякого страха ведёт автомобиль, хотя, протрезвев, заявляет, что никогда в жизни не сидел за рулем и вообще боится машин;
* Генерал ныряет в воду и выныривает с горящей сигарой.
Киноляпы:
* Кадры с перевозкой коровы на самолёте наводят на мысль о том, что с момента погрузки до момента взлёта экипаж капитана Канопкина поменял самолёт, как минимум, один раз (форма воздухозаборников изменилась). Тут, вероятно, использованы две модификации самолета Ту-22М: М2 — с полукруглыми в сечении воздухозаборниками и М3 — с прямоугольными. Взлетающим же показан Су-24
* На КПП въезжающих спрашивают: «К кому едете?». Они отвечают: «К генералу Булдакову!» Однако фамилия генерала в «Особенностях национальной рыбалки» и других последующих фильмах серии - Иволгин.
* Имя Райво на самом деле эстонское, а не финское (в «Особенностях национальной рыбалки» по совету Вилле Хаапасало имя его героя изменено на Раймо).
Качество: DVDRip
Формат файла: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: AC3
Видео: 704x432 (1,65:1), 25 fps, XviD ~ 1848 kbps avg, 0.243 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3, 6 ch, 384.00 kbps